Вторник, 17.07.2018, 20:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
село Щелкун

Главная » Статьи » статьи о Н.Ипатово

про Н.Ипатово и храм Архангела Михаила.
Немного об истории села.

 Село Ново-Ипатово лежит на расстоянии 93 км от центра Екатеринбурга, в юго-восточном направлении, и расположено по обоим берегам реки Боевки.

Если верить книге «Летопись уральских деревень. Сысертский район» Сысерть 1999 год, то начало селения дословно описано так: «Привезли крестьян сюда из центральных частей России для строительства Сысертских заводов. Место для поселения власти отвел на диком берегу Боёвского озера. Не понравилось оно крестьянам: дремучий лес, топкие болота кругом ... Самовольно они отправили ходоков по окрестностям, искать более удобные земли. И нашли. Прямо в чистом сосновом бору начали рубить срубы. Срубили, и назвали свою деревеньку Покаместной. Дескать, поживём пока, а если заставят власти вернуться к Боёвскому озеру, то вернёмся. Власти не захотели попусту ссориться с крестьянами, оставили их в покое, и деревня стала разрастаться. На горе, где были поставлены первые срубы, рыли колодцы, но не могли докопаться до воды. Поэтому в дальнейшем стали селиться на противоположном, более низком берегу Боёвки. Почему  не сохранилось старое название села? Дело в том, что разные части поселения, даже участки одних и тех же улиц имели разные названия: Зарека, Потково, Ильинка, Кукуй, Загумна, Рожкова. Названия эти возникали или из-за места, или по именам жителей. Рожкова, например, названа в честь той деревни, из которой приехали переселенцы. Кукуй - построен в том месте, где часто куковала кукушка. Так появилось и название Ново-Ипатово. Рассказывают, что на берегу реки жил старатель Ипат, который добывал золото. За его избушкой пристроились другие люди, а улицу назвали Ипатовкой. А потом то ли сам Ипат, то ли его брат построил дом на другом берегу реки. И это место стало называться Ново-Ипатово. Впоследствии оно разрослось больше других. Поэтому такое название у всего села. Хоть и подневольные люди жили в селе, приходилось работать на заводчика, но и свои интересы не забывали. У многих были просторные пятистенники, потом возникли и кирпичные дома. К концу 19-го века село стало волостным. В Ново-Ипатовскую волость входили Верхняя Боёвка и Шабурово (теперь в Челябинской области)». [26, с.256-257].

В метрической книге Щелкунской церкви за 1805 год жители деревни Новоипатовской называются крестьянами. Фамилии, упоминаемые в документе: Орловы – 20 раз, Сумины – 14, Старковы – 13, Невзоровы – 12, Ергашевы – 11, Луговых – 7, Сартаковы – 7, Слудных – 6, Малых – 6, Блиновы – 6, Ольковы (Альковы) – 6, Банниковы – 4, Плешковы – 4, Костаревы – 3, Пролупщиковы – 3, Селинских – 3, Тетеркины – 3, Банных – 2, Спицины – 2, Тетерины – 2, Габиевы – 1, Худышкины – 1, Комлевы – 1, Занины – 1. Всего 25 фамилий, более 1-го человека – 20 фамилий. [32].

«По указу 1807 года крестьяне, приписанные к казенным (с 1813 г.) и к частным (с 1814 г.) заводам, освобождались от заводских работ. Для обслуживания предприятий из их среды выделялись так называемые непременные работники, работавшие на заводах уже постоянно. В 1847 году вместо непременных работников появилась категория урочнорабочих, которые работали 125 дней, получив возможность остальное время трудиться в своем хозяйстве» [22, с.190-191]. Урочнорабочие могли выполнить свою работу – «урок» быстрее и качественнее, а сэкономленное время потратить на свои дела. За то, что они делали продукцию сверх назначенного, они получали большую плату. В 1851 году им было разрешено нанимать рабочую силу вместо себя, таким образом отрабатывая «урок». [22, с.191].

С 1809 года жители села Бобровского, а значит, примерно в это время и жители д. Новоипатовской стали числиться непременными работниками Сысертских заводов. В метрических книгах  Ново-Ипатовской церкви почти все мужчины (исключение составляли солдаты) назывались непременными работниками, а их жены и дети – женами и детьми непременных работников. В учебнике для 10-11 класса по истории Урала есть такое определение непременных работников: «Непременные работники – категория заводских работников из приписных крестьян, которые приравнивались к мастеровым и должны были выполнять не только вспомогательные работы (по Манифесту 1779 г.), но вообще все заводские работы в течение 200 дней в году» [22, с.190].

После 1861 года жителя села считались государственными крестьянами. Сразу после реформы они решили построить собственный храм.

 Новоипатовское народное училище.

В июне 1871 года в Новоипатовском селе было открыто училище на средства земства и общества. Земство выделяло 259 рублей, а общество собирало 114 рублей - в год. Эта сумма расходовалась на жалованья законоучителю – 60 р. в год, учителю – 240 р., а также на наем сторожа, отопление и прочие расходы – 73 р. Училище помещалось в одной комнате и было не очень теплым. В 1876 году учителем Новоипатовского народного училища был воспитанник Пермской Духовной Семинарии Иваницкий Александр Константинов 21 года. [33]. В 1877 году училище было закрыто из-за несогласия общества содержать помещение. По закрытии школы население обучалось у местного псаломщика Пономарева, с платой по 50 к. в месяц с ученика. В 1878 году учащихся было 26 человек, из которых 24 м.п. и 2 ж.п.

В 1883 году, по ходатайству общества и писаря Мишарина училище снова было открыто. С открытия училище помещалось в наемных зданиях, перемещалось из одного в другое. Было предложено выстроить для училища собственное здание и для начала внесено в фонд управы 300 рублей. Было ли оно построено тогда и где - пока неизвестно. В 1884-1887 годах попечителем школы был местный крестьянин М.Д. Малых. С 1882 по 1887 год учителем был Г.А. Атманских, получивший образование в Уральском горном училище. В 1887 году учащиеся были из 2-х селений Новоипатовского прихода: самого села и деревни Верх-Боевки. Вместе в обоих селениях было 500 дворов. Учащиеся из д. Верх-Боевки во время учения жили на квартирах. Училище находилось на улице, в ряду с другими домами, на ровном месте. Дом был наемный, деревянный, весь занят училищем. Стены и потолки в нем были тесаные; отапливалось помещение голландской и русской печами. Помещение было тесным, поэтому приходилось отказывать желающим учиться. «Пьют учащиеся колодезную воду; в теплое время, во время перемен, играют на улице; за проступки ставятся на ноги в угол, оставляются без обеда на 1 и 2 часа. Подвергаются наказаниям до ¼ всех учащихся». [44, с.71].

Законоучителями были местные священники. В 1903 году было – 77 учеников. В 1904 году – 76 учеников [46, с.96-97]. В 1909 году – 92 ученика [47, с.48]. В 1911 году учительницей была Александра Петрова Полякова. До 1913 года 15 лет учительницей проработала Надежда Иоаннова …ина (фамилию не удалось разобрать). После названных учительниц в училище работали: учитель Анатолий Анфиногенов и учительница Мария Дульцева. [6, л.31]. В период с революции до закрытия храма учительницами в школе были жены диакона и священника – Зырянова Антонина Ивановна и Ляпустина Таисия Николаевна.

История храма от освящения до закрытия.

 

Первоначально деревня Покаместная или Ново-Ипатово принадлежала приходу села Щелкунского. Когда в 1857 году в селе Никольском был построен храм, то Ново-Ипатовское было перечислено в приход Никольского села. После реформы 1861 года Новоипатовские крестьяне решили построить собственный храм. Храм, во имя архангела Михаила, был заложен (то есть положен и освящен особым чином первый камень на месте будущего храма, где в будущем поставят престол) 9 марта 1862 года, а закончен в 1869 году - как написано в Клировой ведомости - «тщанием прихожан». Каменный, однопрестольный храм был освящен 30 ноября того же 1869 года благочинным протоиереем Матфеем Поповым по храмосвятительской грамоте, данной Преосвященным Антонием, Архиепископом Пермским. В книге «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии» за 1902 год написано, что «иконостас в нем был деревянной столярной работы, окрашен светло-розовой краской, приобретен из церкви села Тюбукского». [43, с.96].

Причта при храме было определено: священник и псаломщик. Также при церкви находилась просфорня, занимающаяся печением просфор, просфорни обычно приглашались из бедных вдов и девиц духовного звания, реже их крестьянских вдов. Церковный староста выбирался из прихожан церковным советом.

В 1876 году была сделана опись церковного имущества, скреплена за № 4181, членом Пермской Духовной Консистории священником Николаем Старициным и утверждена печатью консистории.

Первым священником вновь построенного храма Михайло-Архангельского был определен безместный священник Пономарев Николай Гавриилов, 39 лет. Прослужил он до сентября-октября 1875 года и ушел за штат, а 15 января 1876 года он, 46 лет от роду, умер от простуды, 17-го погребен. После него осталась вдова и дети, возраст указан на июль 1876 года: Всеволод 10 лет, Мария 16 лет, Ольга 18 лет и Александра 6 лет; по совершенной бедности и малолетству Епархиальное попечительство платило им 40 рублей в год.

Первым псаломщиком Ново-Ипатовского храма был Попов Иоанн Макариев, он приехал сюда с места своего прежнего служения в Осинском уезде, Ключиковском селе, Тихвино-Богородицкой церкви. Служил при Ново-Ипатовском храме с 1869 года, умер 16 сентября 1872 года. Сколько ему было лет, нам не известно. Жену его звали Елена Иоаннова. Дети, возраст указан на 1873 год: Александра 11 лет, Мария 8 лет, Александр и Константин 2 лет и Сергий 1 года. Семья псаломщика была бедна, поэтому Епархиальное попечительство платило им 24 рубля в год по малолетству и бедности. Дочь его Мария была отдана в приют при Ново-Тихвинском женском монастыре в сентябре 1873 года, на казенное содержание.

Вторым псаломщиком этого храма был священнический сын Пономарев Михаил Николаев. После увольнения из 4 класса Екатеринбургского духовного училища по прошению родителей, он, 16 октября 1872 года, 16-ти лет, указом Екатеринбургской Духовной Консистории, определен штатным псаломщиком к Ново-Ипатовской церкви. 21 января 1873 года Преосвященным Вассианом, епископом Екатеринбургским, посвящен в стихарь. После закрытия Ново-Ипатовского училища в 1877 году, преподавал грамоту жителям Ново-Ипатовского села с платой по 50 копеек в месяц с ученика. 19 июня 1881 года был переведен на должность псаломщика при Щелкунской Знаменской церкви. Позже стал диаконом, а потом священником.

Вторым священником этого храма был Писарев Александр Павлов. Он служил при Аверинской церкви в 1873-75 годах, осенью 1875 года перемещен к церкви Ново-Ипатовского села,  где служил в ноябре 1875 – 1876 годах, в 1880 году при церкви указано праздное священническое место. Его жена Писарева Павла Александрова. Его дочь Писарева Екатерина Александрова. 10 ноября 1875 года родилась дочь Серафима.

Третьим священником Ново-Ипатовского храма был Боголепов Михаил Феодоров. До этого он служил в Тиминском селе, Молевском заводе, Красноуфимского уезда и почислен за штат. Переведен к Ново-Ипатовской Михаило-Архангельской церкви, Ек.у. – настоятелем – 3 июля 1880 года. Во время служения в Ново-Ипатовском храме был уличен в крайней нетрезвости, пропуске Богослужений в воскресные и праздничные дни, в венчании браков крестьян Невзорова и Сумина в нетрезвом виде, причем падал у аналоя в алтаре. По случаю добровольного почисления за штат 27 мая 1882 года, решено все вышеперечисленное оставить без последствий, хотя за содеянное он подлежал отрешению от места с воспрещением священнослужения.

В 1882 году, при священнике Боголепове, церковным старостой был крестьянин Сумин Василий Тимофеев, а просфорней священническая вдова Пономарева Евлампия Иванова.

Четвертым священником Михайло-Архангельского храма был Знаменский Илия Михаилов, сын священника Щелкунского села.Закончил Екатеринбургское духовное училище и окончил 4 класса Пермской Духовной Семинарии, после чего служил псаломщиком и диаконом в Пермском уезде. 24 октября 1882 года, в 30 лет, рукоположен в сан священника к Ново-Ипатовской церкви. В 1884 году он состоит членом Православного миссионерского общества. В 1891 году он председатель Ново-Ипатовского волостного продовольственного комитета, организованного для помощи населению Екатеринбургского уезда, пострадавшему от неурожая 1891 года. Средств, получаемых от службы не хватало и в июне-июле 1892 года он получил в пособие 20 рублей. 23 апреля 1893 года он был перемещен на священническую вакансию к Покровской церкви села Седельниковского, Екатеринбургского уезда.

Его жена Знаменская Клавдия Яковлевна, родилась около 1856 года, сестра псаломщика церкви села Чистопереволочинского Бабина Александра Яковлевича. Их дети на 1903 год: Вениамин, Александр, Михаил, Владимир, Петр, Иоанн, Елена.

В 1887 году, при священнике Знаменском, церковным старостой был утвержден крестьянин Малых Алексей.

Третий известный псаломщик Никитин Антоний Афанасиев, служил в этом храме после перевода Михаила Пономарева в 1882-1885 годах. Окончил курс духовного училища в 1876 году.

В 1882 году содержание прихода 200 р.; руга священнику 1,2 пуда, псаломщику 30 ф. с венца; доход 200 р.; земли пахотной и сенокосной 33 десятины; просфорне от прихожан 18 р., от церкви 6 р. и 5 сажен дров. Прихожане, приговором, состоявшемся 19 сентября 1882 года за №14, обязались вместо хлебной руги платить причту 300 р. в год, но в действительности причтом получается только 200 р., остальные 100 р. прихожане не платят, объясняя свой отказ тем, что о сложении мер денег у них состоялось когда-то постановление, хотя данных на сей предмет ни в волостном правлении, ни при церкви нет; из 200 р. ружных священником получается 133 р. 33 к., псаломщиком - 66 р. 66 2/3 к.

Четвертый псаломщик Щапков Владимир Н. Уволен из 1 класса семинарии. Он был перемещен от Богородицкой церкви Нижне-Уфалейского завода к церкви Ново-Ипатовского села 14 февраля 1896 года. От этой церкви перемещен к церкви села Реутинского, Камышловского уезда 8 февраля 1899 года.

Пятый псаломщик Калашников Виктор Николаев. Служил при этой церкви в 1899 году и, скорее всего, умер в этом или следующем году, так как в 1903-1904 годах при Ново-Ипатовской церкви некая вдова псаломщика Калачникова Мария получала в пособие от попечительства 16 рублей.

Шестой псаломщик Знаменский Александр Ильич. Сын четвертого священника Ново-Ипатовского села Знаменского Ильи Михайловича. Обучался в Екатеринбургской школе для приготовления псаломщиков. 8 февраля 1899 года он был переведен от церкви села Реутинского, Камышловского уезда к церкви села Ново-Ипатовского псаломщиком. 7 июля 1900 года утвержден в должности псаломщика. К концу года его уже нет при Ново-Ипатовской церкви.

Пятый священник Чернавин Владимир Павлов. Священнический сын. Уволен из 1 класса Пермской Семинарии. Состоял псаломщиком и диаконом в Верхотурском и Ирбитском уездах. На момент поступления в Ново-Ипатовский приход ему был 31 год. 1 сентября 1893 года определен священником к церкви Ново-Ипатовского села, а 21 октября рукоположен. Служил при этом храме с 1 сентября 1893 года по май 1906 года, почти 13 лет. 3 ноября 1895 года утвержден в должности законоучителя Ново-Ипатовского народного училища. За труды по 1-й всеобщей переписи населения 1897 года пожалована ему Высочайше утвержденная бронзовая медаль, для ношения на груди на ленте из Государственных цветов, при свидетельстве от 22 сентября 1897 года. По указу Екатеринбургской Духовной Консистории от 15 декабря 1897 года состоял временным членом Благочиннического Совета по 4 округу Екатеринбургского уезда. За усердное преподавание Закона Божьего в Ново-Ипатовском народном училище, Екатеринбургское земское собрание 28-й очередной сессии выразило ему благодарность – 29 декабря 1897 года. Екатеринбургский училищный Совет за усердное и успешное исполнение законоучительских обязанностей выразил новую благодарность – от 1 сентября 1899 (или 1898) года. Екатеринбургское Уездное Земское Собрание 30-й очередной сессии выразило ему за усердное отношение к законоучительским обязанностям ещё благодарность, полученную 18 ноября 1899 года. В 1899 году при участии священника Чернавина открыто Михаило-Архангельское церковно-приходское попечительство для нужд храма. За усердное пастырское служение преподано ему архипастырское благословение с выдачей свидетельства – от 31 марта 1900 года.  Екатеринбургское Уездное Земское Собрание 32-й очередной сессии выразило ему очередную благодарность. В это время он состоял членом-сотрудником Императорского Православного Палестинского Общества и на звание это имел высочайше утвержденный знак общества и диплом, выданный от 10 июля 1902 года. В 1905 году награжден набедренником. В мае 1906 года священник Чернавин перемещен в другое село.

Священник Владимир Чернавин был вдов уже в 1903 году. Мать его, священническая вдова Лидия Андреевна Чернавина, в 1903 году ей было 64 года, в это время жила в Ново-Ипатовском селе и у своего сына.

При священнике Чернавине собирались пожертвования на колокольню и производилось её строительство. Дмитрий Васильевич Невзоров так рассказывает об этом: «Пристрой к церкви стали делать в 1900 году, - отцу Дмитрия Васильевича в ту пору было 12 лет, - он помогал, таскал кирпич каменщикам. На пристрой собирали пожертвования трое: Иван Васильевич Селенских, Алексей Семенович Ольков и Колобок.  - Колобок- это прозвище, а имя и фамилию Дмитрий Васильевич не помнит, но жил этот Колобок в Кукуе (Ная Луговых была у них в няньках)». Пожертвования собирали до Сибири. В 1902 году на расширение храма пожертвовал 100 рублей протоиерей Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Ильич Сергиев. В 1905 году колокольня была уже построена, как отметил человек, описавший путешествие Преосвященного Владимира по храмам местного округа, и в храме совсем не было денег, так как постройка колокольни истощила их запас.

В 1903 году при храме имелись летопись и церковная библиотека из 137 книг с 70-ю названиями. В храмовом архиве хранились: Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной; копии с Метрических книг с 1870 года с записями о рождении, браке и смерти прихожан; копии с Исповедных росписей с 1870 года, куда вносились отдавшие долг исповеди и причастия; Обысковые книги – в них вносились свидетельства о браках; банковские билеты, пожертвованные прихожанами.

При священнике Чернавине просфорней была Анна Яковлевна Александрова, 52 лет, крестьянская по 1 браке вдова, на должность просфорни к этой церкви была определена указом ЕДК от 14 ноября 1890 года. За просфоропечение Александрова получала жалованья в год 18 рублей от общества и 12 рублей от церкви, 6 сажен дров и кроме этого пользовалась добровольным хлебным сбором от прихожан; жила в общественном доме. Церковным старостой был крестьянин села Ново-Ипатовского Симеон Агафонович Ольков, 56 лет, состоящий в должности третье трехлетие. 1-е с 1884 по 1886 год; 2-е с 1896 по 1898 год; 3-е с 1902 по 1904 год. Имел в селе дом с надворными постройками.

Седьмой псаломщик Сартаков Григорий Василиев, крестьянский сын, родился в селе Ново-Ипатовском, Екатеринбургского уезда 20 января 1884 года. В 1900 году окончил курс в Екатеринбургской Епархиальной школе для приготовления псаломщиков. 17 ноября 1900 года, 16-ти лет, допущен к исправлению должности псаломщика к Ново-Ипатовской церкви.    Указом ЕДК от 11 июля 1901 года утвержден в должности псаломщика. 14 декабря 1903 года посвящен в стихарь. Документов о приписке к призывному участку в 1903 году ещё не имел. Холост. В 1906 году был рукоположен в сан диакона к церкви соседнего села Никольского. Впоследствии стал священником, а после установления Советской власти, в 1930 году, приговорен к 10 годам лагерей за противодействие закрытию церкви в селе Егоршино.

Седьмой священник Денисов Алексий Александров. Уволен из 1 класса духовной семинарии, служил псаломщиком в Казанской епархии и диаконом в Екатеринбургском уезде, с 1898 года священник. Служил при Ново-Ипатовской церкви с ноября 1906 по 1909 год. 19 декабря 1909 года перемещен к церкви села Поварненского, Камышловского уезда. При священнике Денисове в Ново-Ипатовском храме существовал хор из прихожан.

Восьмой, исполняющий должность псаломщика Конев Константин. Служил в Ново-Ипатовской церкви с ноября 1906 по августа 1907 года при священнике Денисове.

Девятый, исполняющий должность псаломщика Моренец Максим Иоаннович. Окончил 3 класса Екатеринбургской школы для приготовления псаломщиков. Сразу после окончания этой школы потупил к Ново-Ипатовской церкви. В 1907 году ему было 13-14 лет. Служил при этой церкви с сентября 1907 по 1912 год. В 1912 году он был дважды в длительных отпусках по болезни: с января по июль и осенью. Впоследствии он служил и.д. псаломщика в Мраморском заводе, Екатеринбургского уезда.

Восьмой священник Кляритский Константин Павлович. Закончил Екатеринбургское духовное училище и Пермскую семинарию со званием студента. Был священником и псаломщиком в Камышловском уезде. После расследования обвинения в пьянстве и растрате церковных денег был определен к Михайло-Архангельской церкви Ново-Ипатовского села. Ему было около 28 лет. За этот перевод, на место с повышенным содержанием, с него удержано в казну 44 рубля 10 копеек. 7 ноября 1911 года при священнике Кляритском освящен новый, недавно сооруженный иконостас. В октябре 1912 года приобретен новый, стопудовый, колокол, у г. Соколова в городе Челябинске за 642 р. 77 к., расплачиваясь за него, прихожане платили по 5-10 копеек с души. В 1913 году, ко дню Святой Пасхи (14/04), награжден набедренником. Член Братства Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца. При священнике Кляритском в Ново-Ипатовском храме существовал хор. В 1914 году, с подачи местного писаря Шерстобитова и регента Орлова обвинялся в непристойных поступках, но был полностью оправдан, и в этом деле характеризовался как трезвый, любимый прихожанами пастырь. 7 сентября 1916 года он был перемещен к Троицкой церкви села Куяровского, Камышловского уезда, откуда командирован к Георгиевской церкви деревни Тупицыной Камышловского уезда.

Его жена Ольга Вениаминовна. Дети: Павел, Анна, 19 декабря 1914 года родилась дочь Нина.

«При входе в церковь справа был нарисован ангел-мужчина (Архангел Михаил), - вспоминал Дмитрий Васильевич Невзоров, - а на левой стороне был рисунок очень красивой новоипатовской девушки в виде ангела, отец девушки был очень богат – жили они в Кукуе».

Диакон на вакансии псаломщика Зырянов Михаил Иоаннов. Окончил курс двухклассного Министерского училища. Потом служил псаломщиком и диаконом в Екатеринбургском уезде. Служил при Ново-Ипатовской церкви с 1913 года и до закрытия. В 1913 году ему было около 26 лет. Был в отлучке с января 1916 по сентябрь 1917 года. По свидетельству очевидцев, жена его Антонина Иоанновна была учительницей в Ново-Ипатовской школе. После закрытия церкви диакон Михаил Зырянов некоторое время бродил рядом с селом, сильно пил, не мог найти работу, потом пропал. Их дети: Николай, умер 17 августа 1917 года, в 2 года 5 месяцев.

10-й и 11-й, исполнявший должность псаломщика Крылов Петр, служивший в этом храме с января 1916 года по сентябрь и псаломщик Луговых Михаил – с января 1917 года по август. Служили они во время годовой отлучки диакона Михаила Зырянова.

Девятый священник Иванов Сергий Иоаннович. Служил при Ново-Ипатовской церкви с октября 1916 по декабрь 1918 года. В декабре 1918 года был перемещен к Покровской церкви Булзинского села. Его жена Людмила Стефановна. Дети: Тамара, родилась 7 июня 1917 года; Нина, родилась 5 июня 1918 года, умерла 17 августа того же года.

Десятым, и, очевидно, последним священником Ново-Ипатовского храма был Ляпустин Василий Алексеевич. Закончил Екатеринбургскую школу для приготовления псаломщиков и Екатеринбургское Алексеевское Реальное училище. Имел свидетельство на звание учителя. Был учителем, псаломщиком, диаконом и священником в Екатеринбургском уезде. К Ново-Ипатовской церкви был переведен в декабре 1918 года. В 1918 году ему было 33 года. Служил при этом храме до 1925 года. Так как местные жители вспоминают его как последнего священника, и последняя служба была пасхальная, то можно утверждать, что храм в селе Ново-Ипатовском закрылся весной 1925 года.

Местные жители вспоминают, по рассказам своих родителей, что о. Василий Ляпустин любил и умел петь, вместе с матушкой устраивал замечательные праздники при храме, дома у него был музыкальный инструмент. Был очень вежливым, не пил спиртного. После последней службы он ещё некоторое время жил в селе. По словам Нины Ивановны Месиловой, её отец Иван Котельников вспоминал, что провожали семью священника при его отъезде из села всем миром и очень тепло. Другие говорят, что священник с семьей исчезли из села в одну ночь. После отъезда из Ново-Ипатова о. Василий служил в Большом Истоке. Жена его Таисия Николаевна, в девичестве Каракина, была учительницей в сельском училище. Дети: Нина, Викторин, Анатолий, Евгений, Всеволод, Михаил.

Впоследствии о. Василий Ляпустин был приговорен к Исправительно-трудовым лагерям, работал в бухгалтерии Средмедьстроя, потом помощником директора в Ремесленном училище г. Ревды. Часто ездил по храмам и ремонтировал их, так он оказался в Талице и служил в Петропавловском храме с 1947 года. Умер в сане протоиерея 26 апреля 1976 года в возрасте 91 года.

 

Закрытие храма.

 

Эта глава основана на том, что рассказали местные жители.

В связи с датой закрытия храма есть некоторые противоречия. Местные жителя говорят, что он был закрыт в 1930-е годы после праздника Пасхи, однако называют последним священником о. Василия Ляпустина, из биографии которого выяснилось, что он уехал из села в 1925 году. Поэтому будем считать, что храм закрыт сразу после праздника Пасхи, весной 1925 года.

Когда с церкви сбрасывали благовест, пришлось разрушить часть проема, а когда благовест упал, то разбил паперть, состоявшую из цельной плиты. Мелкие колокола увезли сразу, а большой долго стоял возле храма. Коммунисты подарили храм колхозу.

Дмитрий Васильевич Невзоров рассказал об этом так: Церковь закрыли в 1930 году. Очень активно разрушал её Василий Савельевич Старков – сбрасывал колокола. Жил он на месте, где сейчас живут Гороховы, имел своё хозяйство. Впоследствии ослеп, как выразился Дмитрий Васильевич: «Глаза выпали, ослеп».

Приведем рассказ Наи Луговых: Видела, как разрушали церковь, много народу собралось. Женщины плакали. Василий Савельевич Селенских залез на колокольню. Снизу ему кричала Михеевна (бабушка Александры Григорьевны Старковой): «Слезай, тебя Господь накажет». А он раскачал колокол и тот, пробив проем, упал на крыльцо и поломал его. «Ох ты, бестужой, тебя Господь накажет. Да закроются твои глаза», - опять кричала Михеевна. А наутро по деревне передавали – ослеп Василий Савельевич. Плохо кончили и другие разрушители. Разрушителем был и Анисим Матвеевич Малых (Колобок прозвище). Ная нянчилась у них с ребятишками. Семья была богатая. Отец Анисима был в церкви трапезником, собирал деньги (кто их учитывал?). Был Матвей жадный, соберет снох, поедут за груздями, наберут полную бричку и ещё всех женщин оставит в лесу, чтобы с полными ведрами возвращались. Погиб Матвей страшно, замотало вожжами и привертело к колесу. Когда стали раскулачивать, матери Наи принесли на сохранение сундук огромный с добром, чего там только не было и очень много денег. Анисим Матвеевич от раскулачивания уехал в город, больше о нем не слышали.

Священника и диакона выгнали из домов. Дом священника сохранился до нынешнего времени. По сведениям Елизаветы Александровны Орловой, библиотекаря, дочь священника в 80-х годах жила в г. Свердловске и даже передала её отцу фотографию своего отца в облачении священника.

Коммунисты подарила храм колхозу. Церковь некоторое время стояла закрытая, потом там сделали склад зерна и других культур. В храме был пожар, особенно сильный в алтаре. Селянам пришлось вырвать тракторами несколько решеток, чтобы потушить его. В 1982 голу в храме ещё был пол, рельсы и тележка для зерна, только в районе алтаря пол был выгоревшим. Больше в храме ничего не было, и он стоял заброшенный до 2004 года.

 

Монахини.

 

После того, как в храме прекратились службы, о. Василий пустил пожить в него двух монахинь из закрытого монастыря. Местные жители предполагают, что это монастырь на Свободе (Булзинский хутор Ново-Тихвинского женского монастыря). Дмитрий Васильевич Невзоров, сын последнего церковного старосты Ново-Ипатовского храма говорил, что этих женщин звали Лукерья и Мария. Мария – это, скорее всего, монашеское имя, потому что Мария Александровна Банникова, 1928 г.р., рассказала следующее:

«Монахинь было двое – Пелагея Алексеевна и Луша. Как Лушу-то полностью звали, не знаю. Она маленькая была, мы детьми у неё были, у неё все спрашивали, почему она не выросла, а Луша отвечала, что такая родилась. А Пелагея Алексеевна высокая была. Пелагея Алексеевна была здешняя, брат у неё жил в начале нынешней улицы Ленина, да и похоронена она здесь, загородка есть, племянница ухаживает. Замужем Пелагея Алексеевна  никогда не была. Из какого они монастыря, я не знаю. В селе жили в доме напротив сгоревшего клуба, дом на три окошка. К ним старушки собирались, они службы читали, по покойникам. На рождество и Пасху по домам ходили. Но не ко всем, не подряд. К моей матери всегда приходили. Пелагея Алексеевна одеяла шила. У моей матери было такое. В войну Пелагея Алексеевна и Луша по убитым читали. Как кто похоронку получит, если к ним придет, то и читали. И по отцу моему и по матери они тоже читали. После войны они поссорились почему-то. Луша в доме осталась, а Пелагея Алексеевна к брату в дом перешла на нашу улицу. У него и жила. Пойдет читать, до моей матери дойдет, книги донесет, а от нас книги в мешке на тракторе довозили до домика. Служили они года до 54-го, потом Лушу сдали, куда, не знаю, может в дом старчества, может, ещё куда. А Пелагея Алексеевна у нас и похоронена вместе с братом. Племянница за могилками ухаживает, но в селе не живет. Фамилию племянницы не помню».

По словам Орловой Елизаветы Александровны, Лукерья тоже похоронена на местном кладбище и к ней приезжали племянницы.

Буркова Галина Николаевна, 55 лет: Это было 50 лет назад, когда мне было 5 лет, значит в 60-м году. Дом был напротив клуба, клуб строился ещё тогда. И жили мы в доме тетки моей матери, называли её баба Луша, она была монахиня, ходила во всем черном, она была инвалид, ножки короткие, её со всей деревни звали читать псалтирь по усопшим, на телеге приезжали за ней и возили, я помню, она всякие пироги привозила вкусные, я это запомнила, потому что тогда тяжеловато было с едой. Дом был небольшой такой, и в доме передний угол весь был в огромных иконах из храма, иконы были от пола до потолка. Приходили люди к ней, она молилась, иконы обливала водичкой и давала её как святую воду, бутылочки её там стояли. Луша все время, как я помню, молилась, молилась и молилась, такая деревянная кроватка была, а мы приезжали на лето, печка, полати, мы тут ребятишки маленькие бегали, по грибы ходили, а она все время молилась. Лицо её я плохо помню, наверно я бы не узнала её.

Имена монахинь: Пелагея Алексеевна Малых, на кладбище есть загородка с её могилой и Луша, предположительно Орлова.

 

Вехи возрождения храма.

 

В сентябре 2000 года в Ново-Ипатово открылся приход. Старостой прихода стала Селенских Любовь, а затем Александр Борисович Безруков, впоследствии ставший священником. Сначала собирались в небольшом домике рядом с детским садом. Приходило много народа – пили чай и разговаривали. Когда коснулось дела – большинство отсеялось. Некоторое время работала воскресная школа, куда ходили дети и взрослые.

Через некоторое время приходу выделили каменное дореволюционное здание бывшей столовой в центре села по улице Ленина. Здание ветхое и плохо отапливается. В этом здании оборудовали молебный дом: поставили иконостас, отгородили клирос и церковную лавку, заделали окна и переделали одну печь в камин.

22 августа 2005 года состоялось первое Богослужение в храме Архангела Михаила. Выписка из Богослужебного журнала: «Литургию служили о. Евгений Шевченко, о. Василий, о. Константин, о. Сергий Костарев, о. Владимир. Клирос: Ольга, Ксения, Наталья, Елена, Антонина, Рахиль. Пономари: Александр, Александр. Помогал зажигать фонари Алексей. Народа на службе присутствовало 32 человека, двое детей. Причастившихся 9 человек, двое детей». 21 ноября 2006 года в полуразрушенном храме была служба на храмовый престольный праздник в честь Архангела Михаила. На улице мороз – 30. Внутри затопили три буржуйки, и храм нагрелся до приемлемой температуры, как выразился о. Александр Безруков, «по крайней мере, вода в сосудах не замерзала».

В самом храме было полно земли, битых кирпичей, золы и зерна, пролежавшего со времен зернохранилища. Массу мусора вынесли местные ребята, любители дискотеки. Когда стоял вопрос о выделении другого здания под дискотеку, им сказали: «Поможете храму – решим вопрос положительно». «И вот, вся дискотека собралась с утра у храма, кто с похмелья, кто ещё как, - рассказывал о. Александр Безруков, - и целый день выносили мусор».

В храме вставили окна и двери, чем заниматься пришлось, практически в одиночку, Александру Безрукову.

В 2006 году поставили одну маковку. Объездили все село, искали человека, который умел поднимать её и материалы – не нашли, зато, когда подняли, материалы отыскались. О. Константин Туренков ходил вокруг с камерой и снимал всё.

В сентябре 2007 года покрыли свод железной крышей. Покрывал специалист-жестянщик Александр. Фирма, в которой он работает, благотворительно помогает восстанавливать храмы.

В ноябре 2007 года сделали постоянный нижний пол в алтаре, к храмовому празднику. Делали о. Александр и его сын Александр.

8 января 2008 года возле здания молебного дома прошел Рождественский утренник. К этому дню был сделан вертеп, украшена елка, на крышу поставлена рождественская звезда, приготовлен спектакль. Все дети получили небольшие сладкие подарки.

19 января 2008 года на праздник Крещения Господня была освящена иордань на реке Боевке, в помещении прихода освящена и роздана крещенская вода.

В феврале 2008 года собирают высокий временный иконостас. Руководит этим опять же Александр. Принимают участие Андрей, Саша и Михаил.

Жители села и окружающих деревень время от времени приносят о. Александру Безрукову различные иконы и другие святые вещи. Так, 20 февраля 2008 года, мальчик Артур от своей мамы передал медное распятие и небольшую (8 на 5) металлическую иконку Николая Чудотворца.

В конце февраля 2008 года четверо рабочих стали выносить землю и битые кирпичи из храма. В верхних слоях обнаружили удобрение (аммиачную селитру) в остатках мешков, оно было источником сильного аммиачного запаха. Когда вынесли весь битый кирпич, землю и камни из предалтарного пространства, то оказалось, что до дна храма от уровня пола было не менее трех метров.

В апреле 2008 года черновой пол закрыл предалтарную часть храма, появилась акустика. Вырезали из фанеры аналои, престол, жертвенник. Украсили царские и дьяконские врата. С близкого расстояния стали четче видны осыпающиеся росписи Архангела Михаила, Иоанна Крестителя и неизвестного преподобного. В предалтарной части лики исцарапаны только у росписей Марии Египетской и Димитрия Солунского. Хорошо различимы апостолы Петр и Павел; у Петра в руке два ключа, Павел придерживает посох с крестообразной рукояткой, конец которого упирается в землю; На бороде у апостола Петра темное пятно, потеки ниже и выше, как будто лампаду, что висела перед росписью, сильно толкнули, и большая часть масла вылилась на изображение.

27 апреля 2008 года в храме Архангела Михаила состоялась первая после закрытия пасхальная служба. Службу вел священник Виктор, помогали священник Владимир и диакон Александр Безруков. Были также певчие, алтарник и чтец. Народу в начале службы было до ста человек, под конец осталось около 30-ти. Храм в сравнении со своей прежней обстановкой выглядел просто великолепно. Украшенный резьбой по вратам и иконами иконостас; отделённые клироса с иконами на перегородках; устойчивый черновой пол в предалтарной части храма; красиво вырезанные из фанеры аналои; изумительный крест, венчающий алтарную перегородку, сделанный и написанный умельцем из Абрамово; голубь, изображающий Святого Духа; покровцы и покрывала, сделанные матушкой Ольгой Безруковой, и другие мелочи, подчеркивающие обжитость храма.

К концу мая 2008 года больше половины храма было очищено от мусора, выкладывались недостающие башенки вокруг барабана главного купола.

К празднику 1020-летия крещения Руси частично восстановили каменную паперть, оборудовали родник в начале улицы Ленина: очистили и укрепила берег, сделали сруб-часовенку над самим родником, вырыли купальню и поставили раздевалку. Теперь это самое популярное место в селе, особенно после того, как восстановили плотину пруда. 27 июля 2008 года после литургии был крестный ход через всё село, освящение родника и массовое крещение жителей Ново-Ипатова и окрестных сел, приехали даже из Сысерти и Екатеринбурга. Крещение провели благочинный Сысертского округа о. Андрей Николаев и священник Сысертского храма Симеона и Анны о. Сергий. В этот же день были освящены две новые маковки: на алтарный купол и колокольню.

19 августа 2008 года в день Преображения Господня отца Александра рукоположил в сан священника в храме Преображения Господня г. Екатеринбурга правящий архиерей епархии владыка Викентий.

28 сентября 2008 года о. Александром была отслужена первая литургия в священническом сане.

22 июня 2009 года о. Александр совместно с администрацией Новоипатовской средней школы № 19 организовал концерт ансамбля песни и пляски Уральского Регионального Командования Внутренних войск МВД России для жителей села.

В ноябре 2009 года был юбилей – 140 лет со дня освящения храма. На престольном празднике были гости из сел Никольское, Щелкун, из военной части и из Сысерти.

История храма восстановлена к Пасхе 2010 года.

За 2010 год на храм установлены все оставшиеся маковки, доделана крыша над главным куполом.

Сейчас храм готовятся оштукатурить с внешней стороны.

Автор: Екатерина

Статья перепечатана полностью с сайта"история Екатеринбургских храмов"


Источник: http://u.to/92oNAg
Категория: статьи о Н.Ипатово | Добавил: otkrey (07.05.2012)
Просмотров: 1323 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
TV и пресса о наших сёлах [26]
статьи о Щелкуне [5]
статьи об Аверино [1]
статьи об Абрамово [0]
статьи о Н.Ипатово [6]
статьи о Никольске [6]
Форма входа
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Поиск
Наши друзья
  • История храмов Екатеринбургской епархии.
  • наш Уралмаш
  • улицы Уралмаша
  • Подслушано Щелкун
  • статистика
    Яндекс.Метрика Индекс цитирования.
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • К сведению
    Сайт села Щелкун.При использовании материалов ссылка на http://щелкун66.рф/ обязательна.Все материалы, размещенные на сайте, принадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. За статьи и комментарии пользователей администрация ответственности не несет. Если Вы обнаружили на Нашем сайте свою работу,размещённую без Вашего разрешения,просьба связаться с Администрацией сайта для удаления материалов либо их редактирования.
    проверка
    Auto Web Pinger
    село Щелкун © 2018
    Яндекс.Метрика